Заранее прошу прощения: я не дружусь с «сестрой таланта»
Для начала объясню, как я вижу ситуацию.
Изначально концерт "Дети-взрослым, взрослые-детям" был задуман, чтобы как-то развлечь детей и привлечь их к участию в фестивале. Детям на этом концерте предлагалось петь, играть, плясать, - делать все, что угодно, и не было никаких ограничений в том, какие песни они будут петь. А взрослых просили петь детские песни, чтобы дети не заскучали. Эти концерты проходили вполне успешно, было много участников с обеих сторон, больше даже, пожалуй, со стороны взрослых.
В прошлом году впервые перед нами поставили задачу разгрузить Большое Жюри и во время этого детского концерта прослушивать детей, желающих поучаствовать в конкурсе. Особо отличившихся детей предлагалось выпускать на большую сцену во время конкурсного концерта.
Как прошел концерт в прошлом году, можно посмотреть вот здесь:
https://vk.com/videos-868432?z=video-868432_171810388%2Fclub868432%2Fpl_-868432_-2Там не очень длинная нарезка. Очень рекомендую посмотреть тем, кто хочет вникнуть в вопрос. Прошлый концерт прошел просто идеально, как мне кажется, и я, просматривая это видео, заметила некоторые свои ошибки, которые были допущены в этом году. Обязательно их исправим!
Теперь объясню, какие возникли сложности.
1) Детей, готовых и желающих выступать, стало больше, и видимо будет становиться еще больше. Раньше на Большое жюри приходили только самые уверенные и решительно настроенные, поскольку все знали об ограничении возраста участников до 14 лет. Многие участники в этом году подготовили по 2 полноценных номера и все непременно хотели обе песни исполнить. Из-за этого у нас просто не было времени развлечь детей, переключить их на небольшие игры, веселые совместные песни, которые в прошлые годы позволяли разбавить программу.
2) Возможно, по той же причине, что родители стали воспринимать концерт скорее как конкурс, мне показалось, что изменилась атмосфера в целом. Очень бы хотелось объяснить родителям, что этот детский концерт - это наш уютный уголок, где главная задача - порадовать детей и объединить их со взрослыми, а не площадка для соревнований.
3) Также в комнате было довольно шумно. Возможно, опять же потому, что детям было просто скучно, концерт был перегружен, дети устали. Звучало предложение о том, что детей надо приучать к тому, что на концерте надо вести себя тихо. Я не знаю почему, но в этом году я не очень-то справлялась с наведением порядка. Думаю, это ответственность родителей. И я очень благодарна тем, кто помогал и призывал детей к порядку. Некоторые из детей были без родителей на этом концерте и на просьбы вести себя потише не реагировали. В общем, из-за этого шума было очень трудно слышать выступающих деток и это было утомительно. На видео я заметила, что столы стояли по-другому и детям предлагали порисовать, лежали игры. Видимо, мы как-то сразу задали не тот тон вначале концерта в этом году.
4) Следующая проблема: Очень сильно разный уровень выступающих детей. Мы смешали 2 мероприятия в 1: (1) Концерт, который был всегда, и где поощрялась любая активность детей (даже если ребенок просто тихо и не в тему подпевал взрослому, все громко аплодировали и радовались) и (2) прослушивание, равное прослушиванию на БЖ, где все серьезно, где ребенок тщательно готовится и старается показать высший класс. Вот по этому поводу я слышала замечания от некоторых участников, которые считают, что недозволительно выпускать на сцену, пусть даже детскую и импровизированную, детей с "сырыми" номерами. Их можно понять. Они готовились всерьез, хотели показать себя настоящему большому жюри, а им приходится выступать где-то на одном уровне с детьми, которые не так талантливы, не так стараются, на их взгляд. Я лично не согласна с тем, что такие выступления нельзя перемешивать между собой. Во-первых, и те, и другие стараются, как умеют. Во-вторых, хорошо, если начинающие ребята видят, какого уровня можно достичь, и будут тянуться за теми, кто лучше. Но с другой стороны, я согласна с тем, что ребята, которые так хорошо подготовлены, заслуживают тишины и внимания. И те ребята, которые к концерту не готовились, бывают не готовы уважать старания тех, кто готовились.
5) Репертуар. Для меня лично показатель того, может ли участвовать ребенок в конкурсном концерте, это пришел бы этот ребенок с этой песней к Большому жюри на прослушивание или нет. Звучали такие высказывания как "Не существует такого понятия как детская бардовская песня". Могу согласиться. Есть просто бардовская песня, которую поют дети. Когда я в четверг подходила к родителям и детям и приглашала их принять участие в концерте, я сразу объясняла им, что любой музыкальный номер от ребенка приветствуется. Но потом добавляла, что те дети, у которых готов музыкальный номер именно для фестиваля авторской песни, смогут потом выступить на конкурсном концерте. Можно было подготовиться - времени до субботы было достаточно. У всех детей всегда есть в репертуаре что-нибудь готовенькое - что они разучивают в школе, что пели Деду морозу на Новый год. Проще спеть такую вот готовую песню. А здесь надо было именно подготовиться, именно к фестивалю авторской песни. Если мы не будем ставить никаких условий по репертуару, мы получим очень длинный концерт детей, исполняющих песни из мультфильмов и т.п. Насколько я понимаю, от нас хотели совсем не этого.
6) Вопрос о количестве детей, которых можно выпустить на сцену. В этом году нас пытались ограничить и попросили, чтобы было не более 6-ти номеров. При этом на детском концерте прозвучало 10 готовых и вполне достойных исполнения на сцене номеров. Я не знаю, как можно из них выбирать. Очень хорошо, что нам разрешили в результате отметить всех. Но если количество детей, готовых выступать, будет расти, я не знаю, как мы будем делать выбор.
7) Сюда же хочу вынести вопрос о семейном концерте, который мы в этом году попытались провести впервые. По большому счету, он продублировал тот же детский концерт. Но, хотя на нем присутствовали те же дети, выступающих было хорошо слышно, потому что они пели в микрофоны.
В связи с этим предложения и рассуждения:
Можно разделить все-таки детский концерт и прослушивание детей до 14 лет. Как предложил один человек, можно сделать БЖ и МЖ (Большое жюри и Малое жюри). А детский концерт опять сделать обыкновенным развлекательным мероприятием.
Надо лучше понять, чего мы хотим добиться.
Насчет шума во время мероприятия. Я постараюсь понять, что с этим можно сделать. Скорее всего, надо с самого начала задавать четкие правила: что мы все сидим как зрители в зале, ведем себя тихо. Можно проводить концертик не в детской комнате, а в том зале, где проходят мини-концерты. При этом даже если детям захочется немного пошуметь, выступающего будет слышно в микрофон. Но с другой стороны, не хочется терять того уюта, который есть в игровой комнате. И звучали мнения о том, что дети могут испугаться микрофона, а в игровой комнате этого страха нет у детей. Бывает так, что ребенок отказывается выступать, а посидев в этой комнатке, послушав других детей, преодолевает робость и выходит и поет. И это хорошо. Поэтому я пока не знаю, что было бы лучше.
Также я решила, что буду подключать к детскому концерту наших «Изумрудовцев», а Анюту можно попросить своих «Оранжевеньких», чтобы они помогали детей развлекать и следить за порядком. Иногда просто не хватает помощников, и зря мы с сестрой никого не подключаем. Вместе будет проще и веселее
Время, которое предложили для выступлений и награждения детей, – сразу же после КК, пока жюри принимает решение, – мне лично кажется вполне удобным. Если зал будет так же тепло встречать детей и кто-нибудь от оргкомитета будет с таким же энтузиазмом помогать в награждении, как Саша - торжественно и с юморком, - дети, думаю, будут вполне довольны. На мой взгляд, такое время надо выделять. Дети, которые старались и готовились, очень рады выступить перед всеми на большой сцене. И людям вроде бы нравится слушать выступления детей. Поправьте меня, пожалуйста, если я ошибаюсь. Хочется огромное спасибо сказать еще раз всем зрителям. Огромная поддержка из зала ощущалась, очень уютно было в зале.
Насчет количества выступающих на конкурсном концерте детей – я бы, возможно, попробовала принять предложение о том, чтобы укладываться не в количество выступлений, а в определенный отрезок времени – пол часа, например. Может быть, мы предлагали бы детям выбирать из 2-х подготовленных номеров тот, что покороче, или в тех песнях, где это возможно, спеть 1 куплет, а не всю песню.
Насчет семейного концерта надо тоже подумать. Идея очень хорошая. Мне было приятно слышать высказывание Макса Штыба о том, что бывают фестивали, где ощущается нацеленность на семью, на Зимородке раньше этого не было. А в этом году стало ясно, что здесь все-таки фестиваль семейный. Чтобы этот концерт не дублировал детский, я постаралась бы подключать другие семьи, с более взрослыми участниками. Например, мы не успели пригласить Вихаревых. Не смогли прийти Костромины, теперь буду звать их сильно заранее. Не подумала я и о том, чтобы позвать А. Матюшина с дочкой. В общем-то мы не были подготовлены к тому, что это мероприятие произойдет. Теперь я буду думать заранее, кого пригласить, может быть, даже еще до фестиваля рассылать приглашения для участия в концерте. И в этом случае получится, наверное, привлечь и зрителя в зал. В этот раз у нас зрителями были те же, кто и выступал на сцене. Да, и время для этого концерта, возможно, стоит выбрать уже после окончания мастерских и БЖ, поскольку некоторые члены жюри и ведущие мастерских – это папы, которые могли бы участвовать в концерте и которых не хочется отвлекать от этого дела. Может быть, перенести это мероприятие в большой зал, выделив то время, которое отводится на концерт мэтров или классической авторской песни. По-моему, те два концерта вполне можно объединить в один, так как классику поют те же мэтры. Опять же поправьте меня, пожалуйста, если я не права. Наш папка вот всегда упирается и не хочет один участвовать в концерте мэтров, а хочет выходить только с семьей. Может быть, он не один такой.
Вот наконец-то и все мысли, кажется. Простите, что так длинно. Тот, кто дочитал до конца – герой!