Музыкальное произведение в чем-то напоминает путешествие. Мелодия развивается, гуляет, движется то выше, то ниже, но в конце концов она всегда заканчивается, причем заканчивается так, что человек испытывает ощущение устойчивости и покоя, ощущение конца пути. Это ощущение создается тем, что в конце пути стоит нота, которая имеет самое устойчивое состояние, и эта нота украшена аккордом, который выражает мажорный или минорный оттенок звучания. Самая последняя нота.
Так уж устроено человеческое ухо. Как только начинается музыка, оно быстро определяет эту конечную цель путешествия и следит за тем, чтобы мелодия пришла туда, куда нужно. Эта нота называется ТОНИКА. Это главная нота. Она как родной дом манит путешественника, куда бы он ни забрел в своих скитаниях. И эта нота всегда имеет мажорный или минорный оттенок звучания, так как она всегда обрамлена аккордами, как королева своей свитой.
Все остальные ноты и аккорды подчиняются ей и каждая нота, каждый аккорд имеют свою роль, свои обязанности. Так вот, совокупность всех нот и аккордов, подчиненных одной главной ноте и называется ТОНАЛЬНОСТЬ.
Но раньше мы говорили о том, что нот всего – 12 и все они равны. Что же это значит? Как они могут подчиняться друг другу? Ответ очень простой, все 12 нот могут быть главными и как только человек назначает ноту, то есть, выбирает тональность, все остальные переходят в ее подчинение. Если на один полутон повысить тонику, то также на один полутон повысятся все ноты в мелодии, названия всех аккордов, при этом звучание мелодии не изменится, ее характер полностью сохранится.
Итак, представим еще раз, что мелодия – это путешествие. Чтобы его проделать, нужно, как минимум, иметь дом, иметь возможность выйти из дома и возможность вернуться домой. И опять законы физики определили, каким аккордам играть эти роли.
Наиважнейшим при анализе тональности является интервал, который называется «квинта». Никто не может объяснить, почему это так, но вся привычная нам музыка основана на этом интервале. Слово «квинта» означает «пятый». И действительно, интервал «квинта» равен пяти ступеням в старой доброй системе из семи основных нот, а ведь именно на них базируется вся музыка.
Если расставить ноты друг за другом с интервалом в квинту, то мы получим такой ряд или круг, который так и называется «квинтовым». Эти ноты или аккорды, поставленные друг за другом имеют странное свойство, которое музыканты назвали «Тяготение». Это свойство заставляет, услышав один аккорд, желать услышать следующий по кругу, причём строго в определённом направлении, которое указано стрелками в круге.

....H - E - A - D - G - C - F- A# - D# - G# - C# F# -H - E - A ...


Самые простые мелодии построены так, чтобы сопровождающие их аккорды двигались по квинтам. Итак, начинаем самое простое путешествие: выбираем дом, выходим из дома и возвращаемся домой.
Попробуйте взять гитару, сыграть аккорды CFGC и постарайтесь почувствовать, как плавно и спокойно прошло это путешествие, аккорды как будто сами вставали на нужные места. CF из дома, а GC назад, домой, по кругу.
Сыграйте это много раз, запомните музыку, которую играют аккорды без всякой мелодии. А потом сыграйте другие аккорды: DGAD также много раз, потом GCDG. Аккорды нужно играть неторопливо, без фальши, так чтобы отчетливо слышать все звуки. Убедитесь, что характер музыки не меняется, независимо от того, с какого аккорда вы начинаете.
Эти аккорды являются основными, но только в своей тональности. Первый и главный из них – тоника – определяет самую устойчивую точку в музыкальном пространстве, второй – куда приятнее всего выйти из этой точки, а третий - откуда лучше всего вернуться назад.
К сожалению, нет таких названий, которые давали бы возможность ярко и образно запомнить функции основных аккордов.
В несерьезной музыке их называют «три блатных» и запоминают по номерам, как «первый», «второй» и «третий».
В серьезной музыке их называют сложными и длинными словами «тоника», «доминанта» и «субдоминанта», запомнить которые нормальному человеку, конечно же, невозможно.
Поэтому мы дальше будем обозначать эту троицу так: тоника – буквой Т, второй – цифрой 2, а третий – цифрой 3. Для минорной тональности все останется таким же, только после каждого знака появится буква «m»: Тm, 2m, 3m.
В каждой тональности есть ноты, которые наиболее часто в ней употребляются. Эти ноты легко встраиваются в любую мелодию и всегда гармонично звучат с тремя основными аккордами этой же тональности и также принадлежат понятию «тональность».
Чтобы найти эти ноты, нужно построить мажорную гамму от тоники мажорной тональности или минорную гамму от тоники минорной тональности.

Внимание! Это нужно понять и запомнить!

Очень замечательным является то, что каждая минорная тональность имеет свою парную мажорную тональность, причем такую, в которой основные ноты полностью совпадают. Это позволяет на одних и тех же нотах сочинять мелодии, которые легко оранжируются как минорными, так и мажорными аккордами, поэтому они вместе составляют общую тональность.
Таким образом: тональностью мы будем называть совокупность трех аккордов минорной и трех аккордов мажорной части и общих для них семи основных нот.
Если взять два квинтовых круга мажорных и минорных аккордов тональностей, и совместить их со своими парами, то это будет выглядеть так:


Обратите внимание на то, что часть квинтового круга из трёх аккордов всегда содержит в середине тонику мажорной и минорной частей, а по краям соответствующие им 2 и 3 аккорды тональности. Это очень удобно при транспонировании.
Теперь, наконец, можно составить полную таблицу основных аккордов обобщенных тональностей. Эту жуткую на вид таблицу тоже не надо учить наизусть, иногда она может помочь при транспонировании и при разучивании мелодий. Запомнить нужно следующее: существует двенадцать тональностей, в каждой тональности есть мажорная и минорная часть аккордов, а основные ноты у этих частей общие.

Обозначение
тональности
Мажорная часть Минорная часть
T 2 3 Tm 2m 3m
1 C–Am  C  F  G  Am  Dm E7
2 C#–Am  C#  F#  G#  A#m  D#m F7
3 D–Hm  D  G  A  Hm  Em  F#7
4 D#–Cm  D#  G#  A#  Cm  Fm  G7
5  E–C#m  E  A  H  Dm  F#m  G#7
6  F–Dm  F  A#  C  D#m  Gm  A7
7  F#–D#m  F#  H  C#  D#m  G#m  A#7
8  G–Em  G  C  D  Em  Am  H7
9  G#–Fm  G#  C#  D#  Fm  A#m  C7
10  A–F#m  A  D  E  F#m  Hm  C#7
11  A#–Gm  A#  D#  F  Gm  Cm  D7
12  H–G#m  H  E  F#  G#m  C#m  D#7

Рассмотрите таблицу внимательно и обратите пока внимание на то, что все аккорды в разных тональностях по очереди играют одну из трех главных функций, возьмем, например, аккорд F. В тональности до-мажор он «2», в тональности Фа-мажор он – «Т», а в Ля-диез мажоре он – «3».
Попробуйте играть тройки основных аккордов все в той же последовательности Т – 2 – 3 – Т в разных мажорных тональностях или Тm – 2m – 3m – Тm в разных минорных тональностях. Играйте те аккорды, которые просты для исполнения. Играйте их долго и спокойно.
В этой таблице для тех, кто читает внимательно, будет неясно, почему аккорд «3m» записан как мажорный, да еще септаккорд? Объяснить это невозможно. Это просто дело вкуса. В древней русской музыке этот аккорд был минорным и делал звучание минорной части более грустной и мелодичной. В принятой в наше время системе наиболее часто аккорд «3m» несмотря на то, что он принадлежит минорной части тональности играется как мажорный септаккорд. При этом он звучит неустойчиво, более явно и более остро передает стремление мелодии скорее прийти к тонике, то есть усиливает его функциональное действие. Этот факт нужно просто запомнить и смириться с ним.